Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Белолуцкая Анастасия Кирилловна, я психолог, исследователь и автор проектов, благодаря которым в образовании появляется место для мышления, управление начинает основываться на данных, а культурные площадки становятся местом для прокачки рефлексии и творчества. Больше 20 лет работаю с государственными и коммерческими заказчиками любого уровня (министерства, департаменты, бизнес, образовательные организации, фонды).,

Давайте сотрудничать!

Основания и достижения

Наука

В научном плане я принадлежу к школе структурно-диалектического подхода в психологии (автор: Н.Е.Веракса), которая в свою очередь базируется на культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. В настоящий момент работаю над докторской диссертацией  (текущий вариант темы: Неопределенность как фактор активизации диалектических структур мышления в разном возрасте). Вместе с ключевыми исследователями этой школы, в том числе Ольгой Шиян, Игорем Шияном, Евгением Крашенинниковым, Сергеем Зададаевым и др., мы приложили и продолжаем прикладывать максимум усилий, чтобы исследования диалектического мышления стали ключевой проблематикой психологии развития, как в России, так и зарубежом.

В 2024 году в крупнейшем международном издательстве Routledge вышла по-настоящему фундаментальная монография с участием авторов из России, США, Великобритании, Кыргызстана, Бразилии, Португалии, Австралии. Это большое достижение и шаг вперед, потому что впервые российская школа структурно-диалектического подхода системно представлена на международном уровне, история российской диалектической мысли стала доступна англоязычному читателю, исследования по диалектическому мышлению ученых разных стран систематизированы и дан максимально широкий охват сфер применения: от образования дошкольников до бизнес-консультирования. Я счастлива быть редактором этой монографии с российской стороны. Также мне удалось написать главу «Диалектическое мышление и творчество», где системно изложен взгляд на психологию творчества, представляющий фундаментальную альтернативу широко применяемую в настоящий момент подходу исследований креативности и дивергентного мышления. На главной странице сайта Вы сможете найти больше информации об истории и содержании монографии.

Практика

Мое профессиональное мировоззрение сформировано в инновационной образовательной сети «Эврика», где под руководством А.И.Адамского я занималась координацией конкурса Федеральных экспериментальных площадок и именно поэтому мне посчастливилось быть знакомой с целым созвездием ярких педагогов-новаторов со всей страны. Именно тогда я поняла, что авторский подход в образовании не только возможен, но и необходим. Образование может и должно быть разным, индивидуализированным, увлекательным, но при этом не поверхностным. Также «Эврика» научила меня не бояться масштаба. Я активно работала в те годы, когда мы были одним из операторов нацпроекта «Образование» и координировали работу сорока с лишним регионов России в рамках комплексных проектов модернизации образования (КПМО). У меня есть опыт проведения сессий, лекций и семинаров для представителей системы образования любого уровня: министров, замов, директоров, учителей, воспитателей, студентов, школьников.

Следующий очень важный этап профессионального роста: работа в лаборатории развития ребенка в МГПУ, где мы с коллегами активно плотно и очень продуктивно сотрудничали с ведущими исследователями качества дошкольного образования из разных стран (Вольфгангом Титце, Кейти Сильвой, Брендой Таггард, Деборой Крайер и др). Благодаря этому я поняла, как выглядит действительно развивающая оценка качества образования и как должна быть выстроена среда и практика в детском саду, чтобы ребенок, с одной стороны, был счастлив и благополучен, а с другой, развивал мышление и произвольность. Важными результатами этой работы являются две книги: «Современный детский сад» и «Современный детский сад. Универсальные ориентиры», которые получили очень положительный отзыв в профессиональном сообществе. Я очень рада, что мне удалось написать главы про то, как сделать ИЗОдеятельность в детском саду действительно творческой, а также о том, что именно развитие регуляции и произвольности — это первая и главная подготовка ребенка к школе. На главной странице также можно найти больше информации об этих пособиях. 

Итогом нашего международного сотрудничества с сообществом ECERS явилось то, что ученым команды лаборатории развития ребенка (под руководством Шияна И.Б.) удалось разработать и написать свои шкалы оценки условий, необходимых для развития творческих способностей детей и игровой деятельности в детском саду. Это очень качественный эффективный инструмент развития образовательной среды, основанный на культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, структурно-диалектическом подходе Н.Е.Вераксы и наиболее прогрессивных международных достижениях в области параметрической оценки качества дошкольного образования. В настоящий момент шкалы изданы на русском языке и готовится к изданию англоязычная версия в издательстве Teachers College Press, как официальное продолжение и российское расширение шкал ECERS.

В настоящий момент я уже четыре года возглавляю научно-исследовательскую лабораторию оценки профессиональных компетенций и развития взрослых в НИИ Урбанистики и глобального образования (директор: С.Н.Вачкова). Мы с командой держим три содержательных линии: как системно создавать условия для развития критического и творческого мышления школьников? Как развивать организационную культуру школы так, чтобы в ней работали и не уходили молодые учителя? Как формировать осмысленное рефлексивное отношение подростков к культуре?  Достижением этого этапа является проект «Культура.Думать!», где мы проводим образовательные события для школьников в разных музеях Москвы так, чтобы разговаривать с подростками об актуальных для них проблемах с опорой на содержание экспозиции. На главной странице можно найти ссылку на лендинг и телеграм-канал проекта. Присоединяйтесь!

Также я преподаю и веду практикумы, связанные с психологией творчества, повышением качества образовательной среды, достижением метапредметных образовательных результатов, управлением развитием образования, организацией образовательных событий.

Замужем и воспитываю двух дочерей, Олю и Юлю )).

Опыт работы

Руководство проектами
С 2020 г по наст.вр. – заведующая научно-исследовательской лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ Урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета (ректор: Реморенко И.М.).
2010 – 2020 гг – ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории развития ребенка НИИ Системных проектов МГПУ.
2003 – 2012 гг – заместитель директора по научно-методической работе АНО Институт проблем образовательной политики «Эврика» (ректор: Адамский А.И.)
Преподавание
С 2017 г по наст.вр.: доцент кафедры психологии образования факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
С 2015 г по наст.вр.: доцент дирекции образовательных программ МГПУ, преподаю в магистратуре «Проектирование и экспертиза дошкольного и школьного образования (культурно-исторический подход Л.С.Выготского)” (рук: Шиян И.Б.)
Выступления
Регулярно выступаю на отечественных и международных конференциях и конгрессах. В том числе:
  • Конференция в Партапском педагогическом колледже подготовки учителей (Индия, 2024).
  • Конфереция европейской конференции исследователей образования (EERA): Глазго, 2023.
  • Конференция по психологии ментального здоровья (Дубай, 2023).
  • Конференция европейской ассоциации исследователей раннего развития детей (EECERA): Португалия (2023); Дублин (2016);
  • ECERS meetings (Севилья 2019, Москва 2020)
  • Конференция европейской ассоциации развития взрослых (Гаага, 2016)
Награды